Какую роль играют родители в образовании? Нужно ли ругать ребенка за плохие оценки? Стоит ли вмешиваться в конфликты с учителями? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, поговорили с Таней, ученицей минской гимназии, и ее мамой Наташей. Таня переходит в 10 класс. Наташа воспитывает двух дочек. Героини поделятся опытом по теме.
Требования к успеваемости
Таня (школьница): Родители не требуют идеальных оценок по предметам, которые не понадобятся в будущем. Это для меня важно. Стараюсь для аттестата, так как он нужен для поступления в универ.
Наташа (мама): Требуем осознанного и ответственного отношения. Важно сколько усилий Таня приложила, чтобы достичь того или иного результата. Важна не оценка. Если знаю, что на 7 она максимально выложилась, это хорошо. Если получила 10, но это халява, тогда получила и получила.
Мотивация
Т: Родители показывают, что можно многого добиться, хорошо зарабатывать и путешествовать. Хочу быть как родители. Это мотивирует. Говорят: «Нам тоже нужно было через это пройти, прошли, значит и ты справишься».
Н: На примере других людей показываю, что значит не работать и к чему это приведет. К счастью, на своем примере не получается.
Т: Так же меня поощряют деньгами. Если неделя без шестерок, дают рублей десять. Если хорошо заканчиваю четверть, тоже дают какую-то сумму на личные расходы. Не знаю хорошо это или плохо, но школа становится работой. Получаю что-то вроде зарплаты.
Н: Да, муж мотивирует денежно. Думаю, это правильно. В дальнейшем на работе будешь получать премию, в зависимости от того, на что наработал.
Домашнее задание и контроль
Т: Обычно пробую самостоятельно разобраться, найти решение в интернете. А уже в крайних случаях иду за помощью.
Н: Иногда помогаю делать домашнее задание, но только, если возникают серьезные сложности.
Т: В раннем детстве тоже делала уроки сама, потому что родители много работали. Возможно, это даже хорошо. Выработалась самостоятельность и ответственность за то, что делаю.
Н: Считаю, что лучше не делать с ребенком домашнее задание. В таком случае он сам чувствует ответственность за свою работу. Если поможешь, будет не слишком рад хорошей оценке, потому что это заслуга мамы и папы. Если получит плохую оценку, то не поймет, что это его вина.
Т: Иногда детей стоит контролировать: проверять домашнее задание, объяснять, что важно работать. Но нельзя сидеть с ребенком и смотреть, как он пишет. Это не правильно.
Н: Контролировать работу можно в определенной степени и до определенного возраста. Это субъективный момент. Вопрос отношения конкретных детей к учебе. У моей дочки развито чувство ответственности.
Конфликты с учителями
Т: Ко мне классный руководитель относится предвзято. Она часто придирается к длине юбки, хотя та чуть выше колена. Заставляет смывать помаду из-за цвета, а он почти не отличается от губ. В это время рядом может сидеть девочка со стрелками до висков.
Н: С классной не очень повезло, потому что человек — формалист по натуре. Работает не из-за любви к предмету и не потому, что о детях думает. Ей нужно чтобы все соответствовало требованиям.
Т: Придиралась ко мне из-за формы. Говорила: «Девочка не должна ходить в брюках». Тогда уже мама вмешалась.
Н: Позвонила классной и сказала, что в зимний период в юбке ходить не обязательно. Хотя бы потому, что нет условий, чтобы переодеть теплые штаны. Раздевалка одна на два класса. К тому же и для мальчиков, и для девочек общая.
Мне сказали: «Да, конечно, вы совершенно правы». Наш классный руководитель родителям не возражает. Детей она не уважает!
Т: Родители могут помочь с конфликтами, но обычно хочу сама разобраться.
Н: Вмешиваться можно только в крайних случаях, потому что не всегда это положительно сказывается на судьбе самого ребенка. Поначалу нужно просто советовать, как выходить из положения.
Сбор денег
Н: Сдаем фиксированную сумму в фонд школы, буквально по 50 рублей в год. Не смертельно, вполне посильный взнос. А если деньги собираются на совместные мероприятия, то это нормально. Подарками учителям никто не злоупотреблял.
Т: У нас в гимназии собирают немного денег. Сдаем какую-то сумму на ремонт, но видим результат.
Вовлеченность мамы и папы
Т: Образовательным процессом и мама, и папа интересуются одинаково, но участвует больше мама. В процентном соотношении где-то 80 на 20. На собрания ходит мама. С домашним заданием тоже чаще помогает.
Это нормально. У папы просто нет возможности больше участвовать. Он в 9 часов приходит с работы, а мама работает меньше.
Плохие оценки
Т: Всегда волнуюсь, что родители будут ругать. В итоге говорят исправить. Если они знают, что вместо домашнего задания пошла гулять и поэтому получила плохую оценку, скажут, что сама виновата.
Н: Не ругаюсь и не кричу. Могу упрекнуть, если знаю, что не доработали. Но за неудачи мы не ругаем.
Скрывание плохих оценок
Т: Наверное, такое у всех бывает. Скрываю оценку только, если понимаю, что не влияет на четвертную. Не хочется маму волновать. Для нее 6 — это груз.
Н: Никогда такого не было. Была бы реакция негативная.
Удовлетворение родителей
Т: Приятно знать, что родители тобой гордятся. Но в первую очередь учусь для себя. Если понимаю, что старалась и не получилось, то признаю, что не вытянула.
Будущая профессия
Т: Родители помогали с выбором. Обсудили интересы. Мне дали возможность развиваться в том, что нравится.
Н: Ничего не понимаю в Таниной будущей профессии. Просто регулярно интересуюсь, действительно ли ей это интересно. Моя задача — создать условия, чтобы дочка могла заниматься любимым делом.
Т: Думаю, родители поддержали бы любой выбор. Они рассказали бы о плюсах и минусах, как сделали в моем случае.
Н: Будучи преподавателем в вузе у меня очень много студентов, которые учатся не той профессии, которой хотят. В итоге ноль мотивации, ноль заинтересованности. Бесполезно тратят свое время и деньги родителей. И морально не удовлетворены.
Даже если у Тани будет ошибочное желание, это будет ее личная ошибка. Могу посоветовать. Если запретишь, тебе этого никогда не простят. Потом будет говорить: «Ты меня заставила! Ты не права!». А себя легче прощать. Каждый сам отвечает за свои поступки.
Ошибки родителей
Т: Нужно больше интересоваться школьной жизнью ребенка. Родители уделяют мне достаточно времени. Можем обсудить проблемы.
У некоторых одноклассников вообще не спрашивают, как дела в школе. Часто детям нужна поддержка, а они ее не получают.
Ульяна Ренейская