“Учитель хочет сделать из нас дипломатов”. Ученица о немецкой школе

“Учитель хочет сделать из нас дипломатов”. Ученица о немецкой школе

Сильно ли отличаются школы Беларуси от тех, что за границей? На этот вопрос помогла ответить Арина, ученица школы Otto-Tschirsth-Oberschule г. Бранденбурга, Германия. Раньше училась в СШ № 20 г. Бобруйска, Беларусь.

Оценочная система

Самая хорошая оценка – 1, самая плохая – 6. На уроках получаем “бонусы”. Должны собрать определённое количество, за которое потом ставят отметки. А так, получаем баллы за тесты, контрольные работы и всё в этом роде.

Линейки 

В начале учебного года выдают дневники (за счёт школы), говорят расписание и всё. В конце забираем аттестат и никаких линеек, как в Беларуси, нет. Но обычно в конце учебного года делают что-то по типу праздника.

В 2019 году в предпоследний учебный день нам поставили столы на улице с едой и напитками. Были даже люди, которые делали тату хной. В тот день проходило соревнование между учениками и учителями. Все преподаватели, в том числе и директор, играли с нами в волейбол.

Продолжительность обучения

10 классов это обязательное обучение в школе. Но бывает, что из-за оценок дети не могут перейти в этот класс. Тогда они остаются на второй год. 

Но если не хотят продолжать обучение, можно забрать свои документы и пойти в какое-то учреждение. Но тогда поступить на “вышку” нельзя будет.

После 10 классов можно идти дальше в 11-13, но уже в гимназию. Сдавать экзамены, чтобы туда поступить, не нужно. Там получаешь высшее образование. Как только закончишь 13 класс, легко поступишь в любой университет.

Если заканчивать только обычную школу (10 классов), то нужно будет отучиться еще где-то и только потом поступать в высшее учебное заведение.

Профориентация

У нас есть практика. Допустим, я хочу быть медсестрой, но не знаю какого это. Выбираем место и получаем опыт. За неделю можно понять, нравится ли профессия. Например, в 8 классе ездили в деревню, там был рабочий центр. Можно было попробовать себя в роли стилиста, парикмахера, программиста, даже столяра.

По времени это длится по-разному. Когда-то неделя, когда-то две. В 10 классе практики мало, потому что он выпускной, Нужно готовиться к экзаменам.

Экзамены

Сдаём три экзамена: математика, немецкий язык, устный и письменный английский язык.

В марте пишется первый пробник по математике, далее по немецкому, но по английскому его почему-то нет. После пробного теста примерно через две недели сдаём экзамен. За счёт этого выпускные классы заканчивают учебный год раньше.

Предметы

В Германии есть предметы, которых нет в Беларуси:

  • Экономия-Труд-Технология
  • Политическое образование 
  • Образ жизни, этика, религия
  • 40 минут свободного времени
  • Урок для решения проблем
  • Хоры или оркестры, иногда спорт, театр или языки

Я бы убрала Экономия-Труд-Технология. Совсем не вижу смысла в этом уроке. Даже не до конца могу понять, что конкретно на нём должны изучать. И наверное, Политическое образование. Многим он кажется скучным, мне, в том числе.

Факультативы

У нас есть дополнительные занятия по немецкому, английскому и математике. Их ученик должен обязательно посещать. Можешь поменять факультатив, когда переходишь на более сложный уровень изучения предмета. По времени длятся как обычный урок, 45 минут. Каждый раз расписание разное. 

Оборудование 

Всё, что нужно для обучения, предоставляет школа бесплатно. Даже калькуляторы выдают и разрешают ими пользоваться на уроках и экзаменах по математике, физики и так далее. 

Типичный школьный день

Уроки начинаются в 7:45, длятся по 45 минут и максимум до 14:55. 

Между уроками перемена 5 минут. Есть две перемены по 20 минут, для завтрака и обеда. 

На больших переменах и зимой, и летом выпускают в обязательном порядке на улицу. Так скажем проветриться, но уходить за территорию школы нельзя. Максимум в магазинчик неподалеку. 

Отношения между учениками

Отношения в классе хорошие, никого не гнобят. “Элиты” или “изгоев” у нас нет. Но все разделены по своим “компашкам”. У девочек свои группы, у мальчиков свои. Однако все между собой нормально общаются, всегда готовы друг другу помочь. 

Решение конфликтов

Для решения конфликтов есть специальный урок. Проводится один раз в неделю. Если возникает какая-то проблема в классе, обсуждаем и придумываем решения.

Но бывает, что вопрос ну вообще никак не решается. Тогда детей отправляют к школьному психологу.

Значение старосты класса

В Бобруйске староста класса не имел никакого значения. А здесь он – незаменимый человек. Кроме того, есть отдельный ученик, который отвечает за ссоры в классе.

Староста посещает школьные собрания для учеников, где рассказывают о мероприятиях, каникулах, практике и так далее. Потом эта информация доносится до учащихся.

А человек, отвечающий за ссоры, идёт в специальный кабинет и договаривается о разговоре, если возникает конфликт. Туда приходят ученики, между которыми возникла “несостыковка”. С ними беседуют, разбирают подробно ситуацию и ищут компромисс.

Школьный психолог

У нас школьного психолога очень любят. Любой спокойно может обратиться к ней со своей проблемой. Приходят в кабинет даже на перемене, просто так, посидеть. К тому же, там много развлечений, пуфиков и так далее.

В этом году после карантина прислали на почту письмо, что теперь в школе есть собака. Это что-то вроде проекта. Кто хотел, мог приходить в кабинет психолога и ухаживать за животным.

Конфиденциальность

Если ты побывал у психолога, он не может никому об этом рассказать. Даже если подойдёшь к обычному учителю и поделишься какой-то новостью, он не имеет права говорить об этом. 

Так же и с фотографиями. Если ребёнок не даст согласие на съемку, то ты не имеешь права этого сделать. Например, когда была практика, сразу спросили у родителей, можно ли меня фотографировать. Потом ещё и мне задали этот вопрос.

Дресс-код

Мы ходим в чём хотим. Могу прийти в кофте и джинсах, а другой человек в юбке и рубашке. К этому нормально относятся. Носи, что хочешь, только не какую-нибудь пижаму или купальник. Также девочкам можно ходить с распущенными волосами.

Дисциплина

На доске висит “светофор” и там три кружочка: жёлтый, оранжевый и красный. 

Жёлтый кружочек — первое предупреждение, оранжевый — второе и если ты доходишь до красного кружка, тебя отправляют в специальную комнату. Там школьный психолог разговаривает о поведении, как-то решает вопрос и в дневнике ставит штамп о том, что ты посещал эту комнату.

Отношение учителей

Нет такого, как зачастую было в Беларуси: “Я же учитель, а ты просто ученик”.  С нами здесь общаются на равных. Ко всем учащимся относятся одинаково, никого не выделяют, оценки не завышают и не занижают. Преподавателям не нравится, если дети этого не ценят и ведут себя по-хамски. Для этого и существует та комната, куда отправляют детей за плохое поведение.

Преподавание

Бывают конечно придирчивые учителя, как например наш преподаватель по биологии. Она хочет сделать из нас дипломатов.  Когда пишем тест, обычно указываем имя и класс, а у неё нужно всё слишком подробно расписывать. В противном случае, она снизит даже за это оценку. А так меня всё устраивает.

Отношение к новеньким

Когда только приехала, меня повели знакомится с директором. Ничего не понимала, потому что ещё не знала языка. Даже приехала туда с заученным текстом про то, как меня зовут, сколько лет, откуда я и тому подобное. 

После этого меня отправили в класс изучения языка.  Там были такие же дети, которые не знали немецкий язык. Познакомилась с учителем и представилась классу. Одноклассники тоже потом начали говорить кого как зовут и всё. Сразу после этого поехала домой.

На следующий день уже приехала учиться. Никаких задирок или обожествовления, всё спокойно, адекватно.

Классный руководитель

Классных руководителей у нас двое. Если один отсутствует, другой заменяет. Роль у них такая же, как и в Беларуси, следить за классом, помогать решать конфликты и так далее. 

Но когда подходишь к учителю в школе Бобруйска, говоришь: “У нас в классе ссора”, в ответ слышишь: “Разбирайтесь сами”. Здесь во всём помогают, относятся к ученикам как к своим детям.

Шестой школьный день

В субботу в школу никто не ходит. Мероприятий никаких не устраивают.

Есть проектная неделя, когда дают на выбор какие-то темы, мы берём понравившуюся и делаем проект. В обязательном порядке каждый год проходят всякие спортивные соревнования по волейболу, гандболу, футболу и так далее. В какой-то день дети готовят пироги, хот-доги, пиццы. Другие ученики могут это дегустировать. 

В общем, мероприятия проводятся редко. Концертов, как в Бобруйске, не устраивают вообще.

Активизм

У нас нет учеников-активистов, потому что в жизни школы принимают участие обязательно все. Если устраивают, например, соревнования по гандболу, то приходят все. Кто-то участвует, а все остальные болеют за свой класс.

За пропуски по неуважительной причине наказывают. Если мероприятие связано со спортом, то за пропуск ставят 6 по физкультуре. Но если родители предупредят, что ребёнок не придёт по уважительной причине, то всё нормально.

Отличники

Стать отличницей для меня было очень легко, но для немцев сложно.

В Германии могут задать, допустим, письменное задание по химии и выучить текст по английскому языку. Если придёшь на химию без работы, можешь сказать, что учил английский. 

В Беларуси никого бы не волновало, что ты успел сделать, а что нет. Да и программа здесь проще.

Никто не относится к отличникам или двоечникам предвзято. Хотя был один случай. Одноклассник называл меня заучкой. Подошла к классному руководителю, рассказала, и всё решилось. Такое редко случается. 

Физкультура

Здесь к уроку физкультуры относятся так же, как и к физике, математике и остальным предметам.

Нам запрещается носить на физ-ру кольца, серьги, цепочки, всё это должно оставаться в сумках. Девочкам обязательно нужно заплетать волосы. Если вдруг у кого-то не будет резинки, учитель её найдёт. Спортивная форма тоже обязательна.

Медсестра

Медсестры в школах нет. Если ребёнку нездоровится, он идёт к секретарю. Там звонят родителям и если совсем всё плохо, то ещё и в скорую. Можно самому поехать домой или подождать родителей.

Прогулы

Прогулы бывают, но редко. За большое количество пропусков по неуважительной причине ставят 6. Могут звонить в полицию, и вовсе отчислить из школы, если нет ребёнка недели 2 .

Роль родителей в учебе

Родители платят только за учебники и поездки. Не следят за моей учёбой. Оценки от них не скрываю, даже плохие. Могу правда пару дней не говорить, но в конечном итоге узнают.

Также почти не помогают с выбором профессии. Этим больше занимается школа.  Можешь обратиться к учителю. Он посоветует учебное заведение.

Столовая

Столовой у нас нет, есть кафетерий. Хожу туда только по вторникам и четвергам, когда готовим сами. Ещё имеется мини-буфетик, в котором продают шоколадки, соки, бутерброды. 

Время на школу

В школе я нахожусь максимум 7 часов.  Домашнее задание делаю 1-2 часа, итого 8-9 часов. 

Но если считать ещё время, за которое добираюсь до школы (это 4 часа туда обратно), то получается 12-13 часов.

Полина Недведская

Оцените пост:
Голосов: 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *