“Оказалось, что психолог — это не какое-то мифическое существо”. Роль психолога в образовании

“Оказалось, что психолог — это не какое-то мифическое существо”. Роль психолога в образовании

Считается, что каждый школьник может прийти к психологу со своими проблемами. Его обязательно выслушают, поймут и дадут совет. В реальном мире все работает по-другому. Мы задали вопросы психологу и учащимся и вот, что из этого вышло.

Для чего психолог в школе?

Катерина (психолог): У школьного психолога есть разные обязанности: профилактика, просвещение, диагностика, развитие и коррекция. Профилактика —  деятельность, которая направлена на предотвращение нарушений психического здоровья. Это вещи, которые помогут лучше понять себя. Диагностика нужна, чтобы видеть состоянии ребенка. Иногда что-то нужно развить, подтянуть. Если находим проблемы, тогда прибегаем к коррекции. Частый случай — плохое поведение. 

Для кого психолог в школе?

Мария (ученица): Какое-то время не знала, что у нас есть психолог. Предполагала, что он существует, но никогда не видела. Один раз физкультуру отменили, нас отвели в кабинет. Оказалось, что психолог — это не какое-то мифическое существо. На самом деле обидно, что я о ней не знала. Были проблемы и хотелось поговорить с кем-то.

Александра (ученица): Психолога трудно найти. У нее, наверняка, куча работы. Так что время мне, скорее всего, не уделит. 

Катерина (психолог): Психолог в системе используется не совсем по назначению. Столкнулась с тем, что школе важнее диагностика, чем развитие и коррекция. По сути консультация — это не менее получаса, в идеале 45 минут. Достаточно большой кусок времени, который нужно уделить одному человеку. Это очень важно, но школа с этим не всегда согласна. Ей нужно протестировать 2-3 класса, положить результаты в папочку.

Ученики приходят, но очень сложно найти свободную минуту. Психолога нагружают работой, уроки заканчиваются по-разному. Время для консультаций чаще всего все занято.

Как обстоят дела с конфиденциальностью?

Александра (ученица): Не думаю, что можно рассчитывать на конфиденциальность, потому что это школа. Не доверяю психологу.

Катерина (психолог): Существует закон об оказании психологической помощи. Там есть пункты, о чем нужно сообщать обязательно. Например, если учащийся наносит себе раны, мы не имеем права не рассказать.

Психолог после работы с ребенком должен выдавать рекомендации. То есть не рассказывать о чем они говорили, а “здесь рекомендую обратить внимание на то-то”. Это очень деликатный момент. Нужно, используя информацию, сделать лучше, а не хуже.

Относительно недавно финский эксперт приезжал. Он рассказывал, что делать с проблемами детей. Например, ребенок не может учиться. Тогда собираются директор, психолог, учителя и думают, как сделать лучше. Не нужно ругать, лучше выработать единую стратегию. Предполагается еще и разговор с ребенком. Это нормально, задействовать людей из среды, чтобы обеспечить какие-то улучшения. У нас это реализуется не всегда корректно. 

Как проходит профориентация?

Александра (ученица): Проводили опрос на профпригодность когда-то давно. Там спрашивали что-то вроде: “Что выберешь: работу с растениями или работу с животными?” И это единственный случай проведения профориентации, который помню.

Катерина (психолог): Тестирование помогает быстро получить информацию о большом количестве людей. Но эти данные не до конца достоверные. По-хорошему, чтобы построить идеальный профиль личности, нужно методик 25 провести. В этом плане тестирование должно быть с разговорами, с консультированием. И только потом складывается полная картинка. Такие задания дают предварительную информацию.

Например, тест покажет, что не стоит идти в сферу коммуникаций. Это такая подсказка, что нужно уходить из этого типа профессий. Люди будут раздражать, перегружать. Но, возможно, это состояние здесь и сейчас. Если до этого поссорился с одноклассниками, а потом ответил на вопросы теста, то информация будет недостоверной. Соответственно должны быть еще какие-то тесты, которые будут уточнять: “Ага, вот тут и вот тут ответы похожие, скорее всего это правда”.

Можно помогать выбирать, а можно рассказывать, какие есть специальности. Но сейчас нельзя готовить к одной профессии. Мир слишком быстро меняется. Люди многогранны. Ты выбираешь сферу на ближайшее время, но будь готов, что через какой-то период сможешь выбрать другую, это нормально.

Раньше школа готовила, университет готовил, и потом ты всю жизнь инженер, а сейчас не так. Важно донести до подрастающего поколения, что нормально перевыбирать, нормально не знать. Главное — развивать функцию, которая может помочь сделать выбор.

Наталья Гончарова

Оцените пост:
Голосов: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *