В этом интервью нам предстоит узнать, какими особенностями обладает гимназия в маленьком областном городе. Разобраться в проблемах образования и финансирования учебных заведений помогла Ангелина, ученица восьмого класса гимназии города Жодино.
Тебе нравится учиться?
Скорее да, чем нет. Иногда хочется подольше поспать или прогуляться с друзьями. Но не стоит забывать про учебу. Без нее – никуда.
Мне нравится учится. По большей части это заслуга гимназии. Хорошее преподавание, сильный учительский состав и замечательные одноклассники делают обучение веселее и приятнее.
Как проходит твой обычный день в гимназии?
На переменах мы гуляем по школе, ходим в буфет, библиотеку. Можем остаться в классе, где много настольный игр. Есть возможность хоть каплю отдохнуть. Обычно проходит по 6-7 уроков, среди них обязательно есть английский язык, математика и минимум один факультатив или физкультура.
Дополнительные занятия есть по разным предметам и для разных ребят. Например, для отстающих и, наоборот, для идущих быстрее программы. Также есть много кружков по интересам. В этом плане гимназия обеспечивает отличные возможности для продуктивного проведения внеклассного времени.
Чем тебе большего всего нравится гимназия?
Как “богатство любой страны — ее люди”, так и главное богатство гимназии – ученики, учителя, персонал и администрация. В нашей школе много интересных людей, знакомство с которыми принесет в жизнь много увлекательного и полезного. Лично я очень хорошо общаюсь с нашей библиотекаршей. Это правда бесценный опыт — разговаривать с таким начитанным и интересным человеком, который знает про нашу гимназию больше, чем кто-либо.
Чем в вашем городе гимназия отличается от обычных школ?
В нашем городе есть только две гимназии и семь обычных школ. Поэтому гимназистов многие считают ”элитным обществом”. Конечно, наше учебное заведение выделяется достаточно высоким уровнем образования, по большей части хорошо оборудованы кабинеты. Учителя и администрация также пристально следит за успеваемостью учеников. Но вот отношения с преподавателями в школах нашего города намного ближе и неформальнее, чем в гимназии.
Какие привилегии и сложности есть у гимназистов, в отличии от обычных школьников?
Из привилегий могу выделить качественную подготовку к экзаменам и хороший аттестат по окончанию гимназии. Последнее может быть еще и сложностью. С одной стороны, большинство учителей пойдет на встречу и поставит оценку в твою пользу. С другой, если показатели успеваемости ниже уровня гимназии, то скорее всего попросят сменить учебное заведение. Администрация сильно заботится о рейтингах, поэтому отметки учащихся – проблема первостепенной важности.
Так же привилегией и сложностью одновременно можно назвать сильный физико-математический профиль. Подготовка по этим предметам в нашей гимназии максимальная. Это хорошо для будущих математиков, но детям с гуманитарным складом ума приходится много работать, чтобы оценки удовлетворяли.
Какие отношения с администрацией у вас в гимназии?
На самом деле иногда создаётся ощущение, что высокие рейтинги — единственное, о чём волнуется администрации. Нередко учащихся вызывают на беседу с завучем из-за пары плохих оценок. Разговаривают о статусе гимназии в городе и о том, как легко вылететь, если приносить УО плохие результаты.
Сами отношения с администрацией у учеников достаточно отстраненные. Редко пересекаемся не по поводу оценок и организационных вопросов.
А какие отношения в гимназии у учеников с учителями?
В гимназии близкие отношения между учителями и учениками. Но это не влияет на профессиональное поведение. Преподаватели открыто с нами разговаривают на важные темы: политика, религия, социальные институты. Без проблем дают советы по поводу высшего образования.
Есть ли у вас условия, чтобы отдыхать на переменах? Как вообще в гимназии обстоят дела с оборудованием и оснащением кабинетов?
В холле есть кресла и диван, много зелени и цветов на этажах. Тишину или возможность посидеть наедине со своими мыслями вряд ли где-нибудь можно найти.
Оборудование для опытов оставляет желать лучшего. Спиртовки без спирта — обыденность. Мы редко всем этим пользуемся. А если используем, то всегда нужно экономить материалы, ведь “мы не одни во всей школе”.
Оборудование кабинетов полностью оплачивается родителями, поэтому по большей части они обставлены хорошо. У нас есть компьютер, телевизор и ноутбук.
За что в гимназии платят родители?
Практически за всё. Пресловутое бесплатное образование Беларуси имеет и обратную сторону, когда родители платят даже за мыло и туалетную бумагу. У нас они можно сказать “покупают” кабинет. Конкретно наш класс платит за краску для стен, новый линолеум, техническое оборудование, ремонт парт и стульев, шкафы, полки, канцелярию и жалюзи. Считаю, что за такие вещи родители платить не должны.
Что бы ты изменила в своей гимназии?
Директора. Мне кажется этого бы хватило, чтобы решить большинство проблем, начиная от финансирования и заканчивая нервными срывами учителей. Мне даже сложно что-то добавить, по-моему типичная для Беларуси ситуация, когда большинство проблем заключаются в одном человеке.
Директор три четверти проводит в отпуске, приезжает на работу на дорогих машинах. Большинство вопросов в школе решают завучи и заместители. А учителя считают каждую копейку.
Как бы ты хотела закончить?
Хочу добавить, что каждое учебное заведение уникально своей атмосферой, секретами, слухами и историями. Наша гимназия мало чем отличается от других внешне, но внутри много интересного.
Злата Соболевская